Как говорить с детьми о деньгах?
Много-много лет назад, когда люди одевались в звериные шкуры и охотились на мамонтов…
… никаких денег и в помине не было. Люди жили в пещерах, пользовались простейшими орудиями труда (острыми камнями, костями животных, палками). Но время шло, и умения человека развивались. Люди учились обрабатывать звериные шкуры, ухаживать за землей и собирать урожай, приручали животных, начали делать украшения, посуду. И так получилось, что один человек, например, мастерски нанизывал бусины на нитку, но при этом не умел охотиться. А другой человек наоборот: отлично охотился, но делать красивые бусы и ожерелья не умел.
Тогда людям в голову пришла такая мысль:
Продуктами своего труда можно меняться. Один человек дает другому часть туши пойманного на охоте зверя, а второй первому — ожерелье. Или один дает другому глиняный горшок, а другой первому отдает копье. Так появился предшественник современных денег — бартер.
Бартер — это равноценный обмен товарами или услугами. Такой обмен часто называют «бартерным».
Бартер в современной жизни
Ты когда-нибудь менялся чем-нибудь с друзьями во дворе или с одноклассниками в школе? Машинками, ручками, играми для приставки, карточками или фишками… Если да — поздравляем тебя: ты уже заключал свои первые бартерные сделки
Но не всегда бартер может нам помочь
Что делать, если охотник хочет получить красивое ожерелье, но ювелиру не нужно мясо? Получается, что обменяться продуктами своего труда они не могут. Решением этой проблемы и стали деньги, которые были придуманы людьми. Деньги в привычном нам виде появились не сразу: сначала их роль играли ракушки, звериные шкурки, зерно и другие предметы. Потом появились металлические монеты. А затем — и бумажные деньги.
Деньги — это особый универсальный товар, который обменивают на разные товары и/или услуги
В основе всякого обмена лежит труд
Это касается всего: и обмена копья на глиняный горшок, и обмена денег на сладкий пирожок в школьной столовой. Каждый человек трудится и в итоге что-то создает (это называется «результат труда»). Например, глиняный горшок, бусы, умение лечить или водить самосвал — это результаты труда человека. И люди могут меняться этими результатами между собой. Деньги помогают сделать этот процесс быстрым и удобным — каждый может обменять деньги именно на то, что ему нужно.
Как обмениваться трудом и его результатами с помощью денег?
Папа Кати и Толика — строитель. Он делает дома, коттеджи, умеет их ремонтировать. За свой труд он получает деньги.
Мама Кати и Толика — стоматолог. Она лечит людям зубы и тоже получает за это деньги.
Деньги, которые люди получают за свой труд, называются их заработной платой. Сокращенно — зарплатой Обычно зарплату выплачивают по частям два раза в месяц.
А теперь представим,
Что мы пришли в магазин. У нас на руках – зарплата, которую нам дали за труд. И мы можем обменять ее на товары, которые производят другие трудящиеся люди. У молочника мы купим молоко, у агронома – зелень и кукурузу. Мебель мы купим на мебельной фабрике, а пирожные – в кондитерской.
Людям нужны не только товары,
но и разные услуги — например, курсы английского языка, учеба в школе, прием у доктора, работа электрика или водопроводчика. Услуги, которые нам оказывают — тоже результат труда других людей.
Разный труд стоит по-разному
Стоимость приготовления пирожков отличается от стоимости изготовления трактора. А стоимость килограмма яблок отличается от стоимости билета на самолет. Так происходит из-за того, что разная работа требует от людей разных затрат: умения, опыта, навыков, ответственности. Получается, что и зарплата у работников будет различной.
А чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь? И какую зарплату хотел бы получать? Поговори с родителями или посмотри в интернете: а соответствует ли размер зарплаты, которую обычно платят за работу, которой ты хочешь заниматься, твоим ожиданиям? Как ты думаешь, почему?
Измеряем наши мечты трудом
Чтобы купить Кате ноутбук, а Толику - гироскутер, их родители должны работать ни много ни мало более 115 часов! Мама и папа Толика и Кати вместе зарабатывают 85 000 рублей. Для этого каждый из них работает 21 день в месяц по 8 часов — получается 336 часов труда, и это только за один месяц! Если мы разделим зарплату родителей Толика и Кати (85 000 рублей) на количество часов, в течение которых они работали в месяц (336 часов), то выясним, что стоимость 1 часа рабочего времени родителей стоит 253 рубля. Гироскутер, который хочет Толик, стоит 10 000 рублей — значит, чтобы его купить, родителям нужно трудиться как минимум 39 часов.
Ноутбук, который хочет Катя, стоит 19 990 руб — для покупки такой дорогой вещи обоим родителям придется трудиться почти 80 часов, а ведь это больше недели труда! Но в обмен на время, которое родители провели на работе, занимаясь полезным делом, они получают деньги, на которые смогут купить все, что захотят. В первую очередь деньги нужно тратить на действительно полезные и незаменимые вещи и услуги: на еду, оплату жилья, сотовой связи, секций, кружков и разных занятий, развлечений и других дел.
Задания:
1. Расскажи о профессии своих родителей.
2. Кем работают твои мама и папа? Попроси их рассказать о своей работе и о том, каким трудом они там занимаются. Попроси их перечислить результаты их труда.
3. Сколько часов нужно работать родителям, чтобы исполнить твою мечту?
4. Посчитай вместе с родителями.