Как говорить с детьми о деньгах?

Много-много лет назад, когда люди одевались в звериные шкуры и охотились на мамонтов…

… никаких денег и в помине не было. Люди жили в пещерах, пользовались простейшими орудиями труда (острыми камнями, костями животных, палками). Но время шло, и умения человека развивались. Люди учились обрабатывать звериные шкуры, ухаживать за землей и собирать урожай, приручали животных, начали делать украшения, посуду. И так получилось, что один человек, например, мастерски нанизывал бусины на нитку, но при этом не умел охотиться. А другой человек наоборот: отлично охотился, но делать красивые бусы и ожерелья не умел.

Тогда людям в голову пришла такая мысль:

Продуктами своего труда можно меняться. Один человек дает другому часть туши пойманного на охоте зверя, а второй первому — ожерелье. Или один дает другому глиняный горшок, а другой первому отдает копье. Так появился предшественник современных денег — бартер.

Бартер — это равноценный обмен товарами или услугами. Такой обмен часто называют «бартерным».

Бартер в современной жизни

Ты когда-нибудь менялся чем-нибудь с друзьями во дворе или с одноклассниками в школе? Машинками, ручками, играми для приставки, карточками или фишками… Если да — поздравляем тебя: ты уже заключал свои первые бартерные сделки 

Но не всегда бартер может нам помочь

Что делать, если охотник хочет получить красивое ожерелье, но ювелиру не нужно мясо? Получается, что обменяться продуктами своего труда они не могут. Решением этой проблемы и стали деньги, которые были придуманы людьми. Деньги в привычном нам виде появились не сразу: сначала их роль играли ракушки, звериные шкурки, зерно и другие предметы. Потом появились металлические монеты. А затем — и бумажные деньги.

Деньги — это особый универсальный товар, который обменивают на разные товары и/или услуги

В основе всякого обмена лежит труд

money-2180330_1920.jpg

Это касается всего: и обмена копья на глиняный горшок, и обмена денег на сладкий пирожок в школьной столовой. Каждый человек трудится и в итоге что-то создает (это называется «результат труда»). Например, глиняный горшок, бусы, умение лечить или водить самосвал — это результаты труда человека. И люди могут меняться этими результатами между собой. Деньги помогают сделать этот процесс быстрым и удобным — каждый может обменять деньги именно на то, что ему нужно.

Как обмениваться трудом и его результатами с помощью денег?

Папа Кати и Толика — строитель. Он делает дома, коттеджи, умеет их ремонтировать. За свой труд он получает деньги.

Мама Кати и Толика — стоматолог. Она лечит людям зубы и тоже получает за это деньги.

Деньги, которые люди получают за свой труд, называются их заработной платой. Сокращенно — зарплатой  Обычно зарплату выплачивают по частям два раза в месяц.

А теперь представим,

Что мы пришли в магазин. У нас на руках – зарплата, которую нам дали за труд. И мы можем обменять ее на товары, которые производят другие трудящиеся люди. У молочника мы купим молоко, у агронома – зелень и кукурузу. Мебель мы купим на мебельной фабрике, а пирожные – в кондитерской.

abundance-1868573_1920.jpg

Людям нужны не только товары,

но и разные услуги — например, курсы английского языка, учеба в школе, прием у доктора, работа электрика или водопроводчика. Услуги, которые нам оказывают — тоже результат труда других людей.

Разный труд стоит по-разному

Стоимость приготовления пирожков отличается от стоимости изготовления трактора. А стоимость килограмма яблок отличается от стоимости билета на самолет. Так происходит из-за того, что разная работа требует от людей разных затрат: умения, опыта, навыков, ответственности. Получается, что и зарплата у работников будет различной.

А чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь? И какую зарплату хотел бы получать? Поговори с родителями или посмотри в интернете: а соответствует ли размер зарплаты, которую обычно платят за работу, которой ты хочешь заниматься, твоим ожиданиям? Как ты думаешь, почему?

people-2581913_1920.jpg

Измеряем наши мечты трудом

Чтобы купить Кате ноутбук, а Толику - гироскутер, их родители должны работать ни много ни мало более 115 часов! Мама и папа Толика и Кати вместе зарабатывают 85 000 рублей. Для этого каждый из них работает 21 день в месяц по 8 часов — получается 336 часов труда, и это только за один месяц! Если мы разделим зарплату родителей Толика и Кати (85 000 рублей) на количество часов, в течение которых они работали в месяц (336 часов), то выясним, что стоимость 1 часа рабочего времени родителей стоит 253 рубля. Гироскутер, который хочет Толик, стоит 10 000 рублей — значит, чтобы его купить, родителям нужно трудиться как минимум 39 часов.

Ноутбук, который хочет Катя, стоит 19 990 руб — для покупки такой дорогой вещи обоим родителям придется трудиться почти 80 часов, а ведь это больше недели труда! Но в обмен на время, которое родители провели на работе, занимаясь полезным делом, они получают деньги, на которые смогут купить все, что захотят. В первую очередь деньги нужно тратить на действительно полезные и незаменимые вещи и услуги: на еду, оплату жилья, сотовой связи, секций, кружков и разных занятий, развлечений и других дел.

Задания:

1. Расскажи о профессии своих родителей.

2. Кем работают твои мама и папа? Попроси их рассказать о своей работе и о том, каким трудом они там занимаются. Попроси их перечислить результаты их труда.

3. Сколько часов нужно работать родителям, чтобы исполнить твою мечту?

4. Посчитай вместе с родителями.